Мастер Scrum

Методика Scrum стала одним из наиболее эффективных способов управления проектами. В этой статье мы рассмотрим такую его важную составляющую, как работа Scrum-мастера, а также поговорим о происхождении названия методики.

Почему «scrum»?

Для названия метода был выбран спортивный термин, обозначающий схватку. Слово «scrum» взято из спортивной игры регби, для достижения успеха в которой нужна слаженность работы, единое и умелое действие всей команды. Само слово означает метод игры, используемый для отбора мяча и ведения его на поле. Принципы этого метода регби отображают суть метода Scrum, который многое позаимствовал у работы команды в регби для формирования концепций методики. Как и в спортивной игре, при работе над проектом в коллективе должно присутствовать слаженное взаимодействие, которое поможет добиться отличного результата.

От регби к проектам

Когда Джефф Сазерленд, основоположник данного подхода к реализации проектов, начал работать по методологии Scrum с первой командой, он знакомил коллег с подготовкой к игре известной спортивной команды по регби «Олл Блекс». На видео показано, как игроки сообща танцуют ритуальный танец Аку, предназначенный для вдохновения перед сложной битвой. Можно заметить, как выходящая энергия одного игрока становится единым целым. Цель показа видео была достигнута не сразу, лишь после нескольких просмотров команда, с которой работал Джефф, захотела стать единым целым.

Для этого решили выделить основные моменты, помогающие регбистам, и сформулировать собственные правила. Этими моментами стали:

  • полная концентрация на выполнение поставленной задачи;

  • взаимодействие между собой;

  • желание победить;

  • умение радоваться, когда кто-либо из команды смог совершить прорыв вперед.

Базируясь на этих моментах, создавалась система спринтов (этапов работы). Проводились небольшие совещания, обсуждались результаты выполненной работы.

Скрам-мастер

Джефф решил, что для повышения эффективности процесса и контроля выполнения правил нужно назначить человека, следящего за работой. На общем собрании практически единогласно такого человека решили называть скрам-мастером.

Основными обязанностями скрам-мастера стали проведение открытых, небольших совещаний во время процесса, помощь коллегам в выявлении помех, влияющих на достижение цели, и их устранение. Нужно понимать, что помехи возникают не только из-за сбоев техники или ошибок со стороны разработчика, но и в самом процессе создания программ. Нужно постоянно заставлять команду развиваться, искать способы улучшить показатели работы, что является компетенцией скрам-мастера.

Если каждый участник команды, завершив спринт, проанализирует выполненную работу, оценит уровень взаимодействия и слаженности, использования возможностей, то, сделав выводы, он вместе с коллегами может ускорить весь процесс. Это можно сделать, найдя причины появления преград и возможные способы изменения подхода к достижению конечной цели.

В неудачах виновата игра, а не отдельный член команды

Источником сплоченности, высокого командного духа и результативности служит понимание способов выполнение работы. Часто в поисках причины неудачи коллектив начинает обвинять кого-то, кто не выполнил вовремя какую-то задачу, дал глупый приказ и т.д. Многие бывали в подобных ситуациях. При этом, когда обвиняют другого, все соглашаются, но когда в роли обвиняемых выступаем мы, то находится множество внешних и внутренних факторов, не зависящих от нас, повлиявших на результат работы. По данному поводу можно сказать, что собственные доводы мы оцениваем правильно, но при анализе чужих проступков совершаем распространенный промах под названием «фундаментальная ошибка атрибуции».

Были проведены исследования, касающиеся этой сферы. Целью проведения был поиск причин, влияющих на совершение поступков и действий.

В исследовании приняло участие большое число студентов мужского пола. Им предстояло ответить на несколько вопросов:

  • почему была выбрана текущая специальность;

  • почему встречаются с этой девушкой, а не другой;

  • объяснить, почему выбрали лучшим другом этого человека.

Ответы на 1 и 2 вопрос отличались от 3. В первых двух студенты коротко отвечали по предмету вопроса, в третьем случае давалось подробное описание личностных качеств друга. Это служит доказательством того, что люди неправильно оценивают поведение других, считая, что мотивацией для других служат личностные качества.

При оценке другого человека мы описываем внутренний мир, не связывая его с внешним воздействием, влияющим на поведение любого. Причиной ошибочной оценки является система, а не особенности человека. Методика Scrum призвана поменять систему. Она предлагает не заниматься пустыми поисками виновного, а поощрять коллективную работу, мотивируя на достижение быстрых качественных результатов.

В результате исследования удалось доказать, что человек подвержен влиянию системы сильнее, чем думает. Эксперимент показал насколько сильно влияние авторитета на совершение различных действий. Люди, выполняя работу и приказы, могут участвовать в разрушающих действиях, не желая причинить зла другим. В моменты, когда становится ясно последствие выполнения приказов, лишь единицы способны отказаться от завершения работы, не подчиняясь авторитету. Суть урока, извлеченного из эксперимента, заключается в том, что винить в содеянном нужно не отдельных людей, а всю систему, в которой они действовали.

Методика Scrum предназначена для устранения ошибки именно в системе, а не поискам отдельного виноватого.

Примером влияния системы в производстве можно назвать работу корпорации New United Motor Manufacturing. Это было совместное детище GM и Toyota. Руководство GM считало, что коллектив работает ужасно. Рабочие пили на работе, не всегда выходили в свою смену, портили имущество компании и распугивали потенциальных клиентов. GM приняло решение закрыть филиал в 1982. Через два года Toyota открыла его снова, компаньоны предупредили, что не стоит нанимать старых рабочих, а вот прежних управляющих охарактеризовали как компетентных. Но у Toyota было свое мнение. Они наняли большую часть прежних работников, некоторых из них отправили на обучение в Японию, руководство поменяли полностью. В итоге качество и скорость выпуска продукции практически не отличались от японских концернов, хотя состав рабочих не изменился. Причиной достижения высоких результатов стала смена системы.

Что помогает достичь совершенства в работе над проектом

Слаженная работа в коллективе похожа на настоящую магию. Это чувство возникает всякий раз, когда мы приходим в помещение, где кипит работа. Для успешной работы в группе важно достигать синхронности действий. Благодаря Scrum этого легко достичь, ведь важным является создание правильной системы с нужными стимулами. Крайне важно предоставлять возможность принятия самостоятельных решений, давать свободу действий.

Выводы

В работе над проектом скрам-мастеру следует придерживаться следующих принципов:

  • выбирать правильные методы воздействия на коллектив;

  • совершенствовать уровень производительности команды — это эффективней, чем воздействовать на отдельного сотрудника;

  • открывать новые возможности;

  • мотивировать команду на достижение совместных целей, а не личных;

  • давать возможность работать самостоятельно, разрешать команде автономно принимать важные;

  • создавая команду, стремитесь сделать ее разносторонней — в команде должны быть специалисты всех направлений, требуемых для завершения задачи;

  • сохранять малочисленность — не создавать команды с большим числом участников, это замедлит процесс выполнения. Оптимальный вариант - семь человек плюс/минус два;

  • не заниматься поисками виноватого в неудачах: причина возникновение провала — влияние системы, а не ошибка отдельной личности.

Соблюдая эти рекомендации в применении методики Scrum, вы сможете добиться высоких результатов в короткий срок, а также способствовать совершенствованию рабочей группы.