Использование цикла OODA в методике Scrum

Концепция, предполагающая предвидение тактики поведения врага в различных ситуациях, была внедрена в основу методологии Scrum. Она дает возможность владельцу продукта принимать необходимые решения относительно той информации, которая поступает благодаря обратной связи с потребителем, находясь в постоянном контакте с теми, кто имеет наибольший интерес к дополнению полезных качеств создаваемого продукта. Этими людьми могут быть кто угодно: любители игровых приставок, рефлекторно кликающие мышкой на интерактивную кнопку «Купить», паства церковного прихода, ученики и студенты, мужчины и женщины, выбирающие для себя модные аксессуары или предметы одежды. Стараясь предугадать ожидания и потребности клиентов, производитель может регулярно совершенствовать продукт, внося рекомендуемые изменения в собственные стратегические задачи, что поможет в достижении огромного успеха.

Стратегическая концепция носит название цикл OODA. Это аббревиатура английских слов, в переводе обозначающих наблюдение, ориентирование, решение, действия. Название кажется несколько ироничным. Модель действует безотказно и стремительно. Постичь внутреннюю сущность чужого цикла принятия решений означает спровоцировать у противной стороны волнение, недоверие и замешательство. Противник реагирует на ситуацию по-разному: иной раз слишком остро и болезненно, иногда апатично и вяло.

Наблюдение

Это способность ясного видения ситуации по мере происхождения событий. Несмотря на это, положение не слишком очевидно, каким может показаться с первого взгляда. В подобных ситуациях нужно попытаться выйти за пределы собственного «я», чтобы оценить положение вещей в целом.

Ориентирование

Имеется в виду не только место нахождения. Это еще и способы развития ситуации, которые необходимо уметь предвидеть. Эти возможности оказывают влияние следующие причины: наследования генезиса; национальные устои; накопленная информация, и, конечно, расстановка вещей при возникшей ситуации. Поэтому это положение зеркально отражает не только наше местоположение в мировом пространстве, но и мировосприятие.

Решение

На этот этап выводит симбиоз положений наблюдения и ориентировки.

Действие

Название этого положение говорит само себя: вы переходите к активным действиям после предыдущих этапов.

Далее цикл повторяется по спирали: вновь приходится начинать его с наблюдения – наблюдая за результатами собственных манипуляций, реакций и поступков противников, конкурентов, соратников, рыночных изменений.

Цикл OODA

Метод Scrum с включением в этот базис термина «приращение работы» дает владельцу продукта возможность понять, какой объем ценности прибавляет приращение, и какие реакции на него проявляются у других людей. Относительно полученной информации владелец может в корне менять задания, назначенные на следующий спринт. Благодаря этому настаивается канал обратной связи, ускоряющий исполнение нововведений и адаптационных программ, предоставляющий возможность владельцу продукта оценить в количественном эквиваленте добавленную ценность. В сфере бизнес-проектов такие достижения измеряются количеством возросших доходов. Отсюда очевидно, что владелец продукта в состоянии настроиться на быструю адаптацию в условиях меняющихся обстоятельств.

С трудом можно представить реализацию этапов выпуска продукта или проекта, не имеющих ни начальной стоимости, ни ценности до момента завершения. К примеру, каким способом можно настроить реализацию пошагового производства микроавтобуса или многомиллионного проекта на разработку программного обеспечения? Суть заключается в том, чтобы разобраться, какие фрагменты продукта или проекта будут представлять реальную пользу для дальнейшего обладателя, то есть клиента – полноценную для того, чтобы он сумел охарактеризовать впечатления, а владелец продукта мог незамедлительно отреагировать на них с учетом всех замечаний по недоработкам.

В качестве примера наглядно рассмотрим процесс выпуска автомобиля. Компания Toyota уложилась в срок пятнадцати месяцев для разработки модели Prius, от составления бизнес-плана до выпуска первой готовой машины, – это оказалось в разы быстрее, чем когда-либо раньше с предыдущими моделями.

Разноплановая команда, моделирующая и собиравшая модель Prius, не осуществляла продажу автомобиля до того момента, как он был готов. Компания Toyota начинает быстрое изготовление прототипов новой модели, преследуя цель получение наглядной возможности проведения оценочного тестирования для выявления недоработок и понимания правильности курса разработки и моделирования продукта командой. Такое оперативное формирование прототипов – абсолютно функциональных машин до момента официального представления выпуска модели, а также многопрофильное совершенствование этих прототипов до тех самых пор, пока не выйдет тот товар, который с гордостью можно будет предлагать покупателю – способен приводить к быстрым и качественным метаморфозам. Утверждение дизайна не является главной целью начального этапа разработки, в первую очередь создается функциональный прототип, предоставляющий наглядную возможность просчитать, что можно качественно изменить. В дальнейшем, улучшив продукт, создается следующий прототип и улучшается по тому же принципу. Чем раньше производитель начинает налаживать канал обратной связи касательно характеристик продукта, тем быстрее получим лучшую машину.

Компания WIKISPEED создает полные прототипы собственных машин каждую неделю. Компания продает эти прототипы. Она не представляет их для продажи на широкий рынок, команда не готова к таким продажам, но уже на этих этапах имеются клиенты, желающие выложить двадцать пять долларов за прототип. В периоды зарождения планов по созданию новых продуктов не стоит заниматься самокопанием, убеждая себя в том, что не удастся произвести что-то ценное и важное до завершения проекта. Вместо этого стоит задуматься о простоте и элементарной доступности создаваемого продукта. Что может быть самым наименьшим, что можно осуществить на данном этапе, чтобы предложить клиенту полезную и готовую опцию продукта?

Наглядным примером являются компьютерные игры. На сегодняшний день огромное количество разработчиков программного обеспечения выдают первым клиентам демо-версии программных продуктов. Следовательно, до выпуска финальной версии игры программисты получают обратную связь от самых заинтересованных фанатов, что дает возможность оценить реакцию «живой» аудитории вместо предположений о том, какой она может быть после выхода полной версии в продажу.

Постичь идеи пошаговых релизов непросто. Это напрямую зависит от тех сфер деятельности, в которых разрабатываются новые продукты. Но можно определить для «пробной» оценочной кампании внутренних клиентов за неимением внешних. Это эффективно использовать в тех случаях, когда внешнему клиенту трудно и пока что еще несвоевременно предложить слишком «сырой» продукт. Внутренним клиентом может стать владелец продукта, действующий от лица главного потребителя. Внутреннему клиенту необходимо демонстрировать все специфические особенности создания продукта, это даст возможность наладить полезную обратную связь. Ее суть в том, чтобы своевременно на текущих этапах выпуска продукта вносить необходимые корректировки, учитывая возникающие замечания. Компания или предприятия, игнорирующие постоянно меняющиеся условия, новую моду, растущую вокруг конкуренцию, пребывает в состоянии крайней опасности.