Гибкий управленческий фреймворк Scrum – коротко о главном

Время на прочтение: 3 минуты
3 апреля 2024

Среди agile-методологий в наше самая популярная – Scrum. Впрочем, область применения системы выходит за границы разработки ПО, и это скорее гибкий управленческий фреймворк, эдакий костяк, который дополняется инженерными практиками из других методологий (например, ICONIX, экстремальное программирование).

Если вы хотите углубиться в Scrum, отправляйтесь изучать «Исчерпывающее руководство по Скраму: Правила игры» на ScrumGuides.org

Традиционно Скрам состоит из основных элементов:

Роли

Артефакты

Процессы

Владелец продукта

Скрам-мастер

Команда разработки

Журнал пожеланий продукта

Журнал пожеланий спринта

Инкремент продукта

Планирование спринта

Обзор спринта

Ретроспектива

Скрам-митинг

Спринт

Теперь подробнее.

Роли

Владелец продукта (менеджер, ProductOwner) отвечает за максимизирование ценности продукта и управляет журналом пожеланий.

  • - создает и обрабатывает элементы журнала пожеланий

  • - обозначает приоритеты элементов

  • - дает понимание журнала команде

  • - пропускает через себя все требования к продукту.

Скрам-мастер (ScrumMaster) координирует процессы и отвечает за социальную атмосферу в коллективе и реализацию Scrum. В его обязанности входит:

  • - помогает владельцу продукта планировать и оценивать элементы желаний и организовывать процессы

  • - работает с внешними препятствиями

  • - помогает сторонними лицам понять работу Scrum

  • - помогает команде в самоорганизации

  • - адаптирует Scrum с учетом потребностей компании

  • - обменивается положительным опытом с другими скрам-мастерами.

Команда разработчиков (DevelopmentTeam) группа из многофункциональных специалистов (3-9 человек), которые формируют инкремент продукта.

  • - в завершении спринта поставляет готовый продукт

  • - самостоятельно организует работу над продуктом.

Процессы

Большинство процессов в системе связаны с коммуникациями, а именно, личными встречами, ограниченными по времени (time-boxed).

Спринт

Повторяющийся ограниченный период времени (1-4 недели), итерация, в конце которой команда выдает продукт, потенциально готовый к поставке. Элементы журнала желаний и цели обозначаются в начале спринта и не меняются по его ходу. Так, например, для спринта длиной в месяц планирование занимает не более одного дня.

Скрам-митинг

Это ежедневный скрам (Daily Scrum) или так называемая планерка, на которой собирается команда (и, возможно, владелец продукта), чтобы синхронизировать работу и обозначить проблемы, которые решают во время СМ или после него.

Каждый участник отвечает на вопросы:

  1. Что сделано после прошлого скрам-митинга?

  2. Какие имеются проблемы?

  3. Что будет выполнено к следующему скрам-митингу?

Обзор спринта

Sprint Review – это демонстрация владельцу продукта и причастным лицам функционала, который был создан за спринт. Здесь главное – получить качественную обратную связь от владельца и использовать полученную информацию для следующего спринта.


Такие обзоры мотивируют и организуют команду выполнять работу полностью и в срок. Если заказчик находится не рядом с вами, нужно наладить демонстрацию онлайн. В обзоре участвуют и коммуницируют все члены команды, могут быть привлечены сторонние специалисты (аналитики, тестировщики) и чужие элементы в качестве примера.

Ретроспектива

В целом, это самая важная практика Scrum, которые адаптируют систему и делают ее действительно гибким фреймворком.

Ретро проходит через некоторый промежуток времени после обзора спринта. Скрам-мастер собирает команду и, желательно, владельца продукта, чтобы обсудить результаты работы.

Ретроспектива длятся 0,5-4 часа в зависимости от:

  • - длины спринта

  • - размера команды

  • - наличия проблем и их сложности.

При сборе данных каждый участник отвечает на вопросы:

  1. Что было выполнено хорошо?

  2. Что можно улучшить?

  3. Какие улучшения будем выполнять?

Лучше взять в работу 2-3 улучшения, иначе упадет скорость и сместится фокус. Улучшения нужно внести в план.

Ретроспектива должна проходить открыто и прозрачно. Для этого нужно принять ее основное правило: Независимо от того, что выяснилось в ретроспективе, каждый участник сделал все для успеха.

Если серьезных проблем нет, рекомендуется обсудить:

- скорость работы и ее динамику

- невоплощенные истории пользователей и причины опоздания

- неисправности и их причины

- качество и нарушения процессов

- выполненные улучшения за прошлые спринты (достаточно раз в 4 спринта).

Артефакты Скрама

Журнал пожеланий продукта (Product Backlog) – список бизнес-требований к продукту (элементов журнала) по приоритету.

Журнал пожеланий спринта (Sprint Backlog) – наиболее приоритетные для данного спринта элементы журнала, суммарно не выше скорости команды.

Инкремент продукта – функциональность продукта, реализованная в ходе спринта.